«Система власти стала недееспособной — работает только в ручном режиме»
О состоянии дел в стране я, как сельский житель, сужу по состоянию дороги, которая ведёт к моей деревне. Каждый год её худо-бедно, но латали. А вот в этом полностью бросили на произвол судьбы. Так что от Сергеевки до Карачуна сегодня можно проехать только на многоколёсной БМП.
Ну, значит, наши чиновники полностью прекратили шевелиться и выполнять свои функции, думается мне. И как же их заставить что-нибудь делать?
Почему система не работает?
Когда-то в советское время, при Иосифе Сталине, выстроилась «номенклатура». Не буду сейчас рассказывать, какие привычки и мотивы имелись у её представителей. Но механизм действовал, потому что, с одной стороны, были государственные привилегии, которые обеспечивали чиновникам высокий уровень жизни, а с другой — был страх.
Я всегда удивлялся: многие из этих людей ничего не знают и не умеют, а управляют страной. Кроме марксизма-ленинизма едва ли что-то изучали. Но им это особо и не требовалось. Суть и главный критерий их труда — быть верными партийцами. Гнуть единственно верную линию.
Народ по этому поводу, конечно, потешался:
«Не сеют, не пашут — шляпами машут».
«Мы не сеем, не пашем, не строим — мы гордимся общественным строем».
«Мы не сеем и не пашем, а валяем дурака, с колокольни палкой машем — разгоняем облака».
Но как тут ни веселись, была вещь, заставлявшая партийных функционеров работать. Если чиновник терял партбилет — он терял всё: квартиру, дачу, машину, а иногда — свободу или даже жизнь. Плюс существовала мощная идеология, которая тоже многих подстёгивала. Поэтому когда Сталин давал распоряжение — оно выполнялось беспрекословно.
Эта модель работает сегодня и на Западе: система госуправления тоже держится на страхе. Но здесь чувство ответственности поддерживается снизу. В тех же США, где люди реально избирают шерифа, судью, прокурора и губернатора, если ты не будешь работать, за тебя больше не проголосуют. Лишишься всего социального пакета. А придут конкуренты, раскопают компромат — так ещё и в тюрьму упекут. При сменяемости власти в системе существуют механизмы самоочищения и никто ни от чего не застрахован.
Но есть и другие примеры — страны, где ценностью объявлена демократия, но в реальности существует авторитарное правление. Сюда относятся все постсоветские государства. Почему так получилось, долго рассуждать не буду. Это зависит от зрелости народа, его менталитета, размеров страны, истории государства, наличия настоящих партий и реальной оппозиции, а также буржуазии как сформировавшегося класса, готового бороться за свои интересы. Как бы то ни было, сложившаяся система, у которой успела появиться своя номенклатура, оказалась неэффективна.
Чиновники больше не боятся!
Страх, который внушала партийная верхушка, исчез вместе с КПСС. А страха снизу — что не поддержат избиратели или сметут конкуренты — не возникло. В результате образовался вакуум управления.
Это понимают все. В том числе Владимир Путин. Плохое исполнение его майских указов с 2012-го обсуждают ежегодно на самом высоком уровне. Но ничего поделать не могут.
Система власти стала недееспособной — работает только в ручном режиме. Президент приедет на Дальний Восток, наведёт порядок — ракета с нового космодрома взлетает. Выслушает на прямой линии телеобращение страждущих — и бригада следователей отправляется на Шикотан. Без окрика сверху ни один серьёзный конфликт не разруливается.
Реформа государственного управления ничего не дала. Попытки ввести демократическую систему отстранения от власти оказались безрезультатными. Любой местный князёк в итоге предоставлен сам себе. Никого не боится. Грабит, беспредельничает. Вокруг свои люди. До Бога высоко, до царя далеко.
Но этот вопрос возник не сегодня. Госуправление существует тысячи лет. И со времён египетских фараонов чиновник не меняется: всегда хочет захватить больше власти и денег. Однако есть исторические примеры, когда в тоталитарных государствах применялись достаточно эффективные методы ограничения этих притязаний.
Если система застыла, сверхцентрализованна и уже не работает, одной из таких процедур является создание надстройки, которая должна вернуть страх.
Когда Иван Грозный столкнулся с сопротивлением бояр, не желавших подчиниться ему и считавших царя первым среди равных, то создал опричнину. Жестокое подавление несогласных способствовало усилению государственной власти. А потом он распустил и казнил самих опричников.
Или возьмём ХХ век, 60-е годы. В тоталитарном Китае народ обнищал. Режим зашёл в тупик. А проведению буржуазных реформ мешала застывшая номенклатура. Тогда Мао создал отряды хунвейбинов — молодых бунтарей. Они разгромили партийных функционеров, сопротивляющихся линии верховного правителя. Расчистили поле для преобразований. И когда пришёл Ден Сяопин, то начал активно их проводить. Сегодня мы видим новый Китай, которому удалось разбудить частную инициативу, пресечь самоуправство чиновничьих кланов и добиться экономического результата.
Очень хорошо подобной методикой владел Сталин. Он прекрасно понимал, с кем имеет дело. И умело использовал одни госорганы против других. Конечно, при таком подходе щепки летят. Аппарат был управляем, но досталось всем: и левым, и правым, и простому народу. Поэтому я не призываю копировать то же самое. Просто рассматриваю методы управления.
Что нам делать сегодня?
Мы оказались в переходном состоянии. И понимаем, что нынешняя модель не работает: создать реальную оппозицию не получилось, настоящей политической борьбы нет, плюс страна попала в международную изоляцию. Поэтому самое время использовать какие-то новые ходы.
Понятно, что попытки проводить изменения аппарата внутри него самого оканчиваются переворотом: не будем заглядывать глубоко в прошлое — вспомним Хрущёва, которого свергли Брежнев и его окружение. Поэтому власти требуется вторая нога, рычаг, способный сдвинуть ситуацию с мёртвой точки.
После того как начались выступления недовольных проведением выборов в Госдуму в 2011 году, был создан «Общероссийский народный фронт». Сегодня он исполняет некую роль указующего перста, который периодически привлекает внимание правоохранительных органов и СМИ к тем, кто ворует, плюёт на власть.
Поглядывая по сторонам, я вижу, что такая политика уже понемногу приносит плоды. ОНФ смелеет и начинает интересоваться внутренней ситуацией. Всё вызнают и докладывают верховному правителю, который, очевидно, ищет канал для получения правдивой информации. Предпринимается попытка изменить новую номенклатуру и вернуться к системе управления, основанной на страхе.
Я не говорю о терроре, но гайки в отношении чиновников явно пора подкрутить. Потому что действительно нелепо выглядят попытки управлять авторитарной страной с помощью демократических методов.
Например, люди у нас смеются над повышенными штрафами, введёнными в отношении коррупционеров. Судебных решений в последние годы вынесено на десятки миллиардов, но реально выплачивается порядка одного процента. При том что к лишению свободы за эти преступления стали приговаривать гораздо реже.
Так что в любом случае тромб между народом и верховной властью нужно пробить. Вертикаль доукреплялась до того, что через неё уже ничего не проходит. Поэтому в первую очередь нужно заставить чиновников бояться сурового наказания сверху и активного противодействия их произволу снизу.
А в том же Китае методы в отношении взяточников остались старыми. Недавно определили сумму, при хищении которой автоматически следует смертная казнь. Причём родственникам казнённого присылают счёт, в который включены услуги палача и прочие сопутствующие расходы. Этот факт действует на коррупционеров отрезвляюще.
Читать все комментарии