«Москва превратилась в катастрофу для России»

«Москва превратилась в катастрофу для России»

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
4

Читать все комментарии

В арт-центре «Коммуна» в рамках Платоновского фестиваля прошла встреча с 46-летним писателем Алексеем Ивановым, автором романов «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», «Золото бунта» «Блуда и МУДО» и других.  Приводим его мнение по некоторым насущным вопросам.

О роли полезных знакомств

— К сожалению, в нашей стране очень многое возможно только по блату, по знакомству. И мои произведения были опубликованы по знакомству. Первая публикация — повесть «Охота на «Большую медведицу» — вышла в 1988 году в журнале «Уральский следопыт». А потом 13 лет меня нигде не публиковали. Я не имел знакомств в литературном мире столицы, а в провинции книгоиздания не существовало. У меня не было денег, чтобы пожить в Москве и завести эти знакомства, зачастую даже не было денег, чтобы отправить посылку с рукописью в издательства. Могли ли быть какие-то шансы без знакомства у человека, который живёт на окраине Перми, пишет про провинциальных учителей да ещё и фамилия у него Иванов? Но нужное знакомство у меня случилось. Через третьи-пятые руки мне удалось познакомиться с писателем Леонидом Юзефовичем. Он предложил два моих произведения московским критикам, которые пристроили их в издательства. После выхода книг я сразу стал писателем. Если бы этого знакомства не случилось, то, скорее всего, вряд ли бы я сейчас сидел перед вами.

О заработке писателей

— Когда у меня в 2003 году вышли первые книги, я сразу стал зарабатывать весьма неплохо. То, что в России писатель не может заработать, — это миф, который распускается неизвестно кем. У меня есть продюсерский центр, который реализует мои проекты. Главный мой заработок — это романы. Мой продюсерский центр организует съемочные экспедиции, поездки, ведет мои дела, всю эту юридическую тягомотину. То есть я как писатель могу содержать не только свою семью, но и собственный продюсерский центр. В России, как ни странно, это возможно и для писателя не из московской тусовки.

О московской тусовке писателей

— Я не вхожу в московскую тусовку писателей, я зачастую с ней конфликтую. Мне легче одному. Мне кажется, что Москва превратилась в катастрофу для России. Москва как столица транслирует себя любимую. Столичная тусовка обслуживает этот тренд. Когда я говорю о том, что есть ещё что-то, кроме Москвы, то встречаю либо пренебрежение, либо ярлыки «певец родного края» и «писатель-краевед». Разумеется, на грубость я отвечаю грубостью, и никакой лояльности не получается.

О событиях на Украине

— Я на Украине не был последние лет десять. У меня нет друзей из Одессы или Луганска. Я не журналист, не политик, не политолог. С такими данными я могу только молчать в тряпочку. Происходящее на Украине — национальная драма. И множить человеческую боль безответственной болтовнёй недостойно российского писателя. Я нигде не обсуждаю Украину и свой фонтан держу заткнутым. У меня есть кухонное мнение по этому вопросу, но его я буду высказывать у себя на кухне, а не в публичном пространстве.

О соцсетях и отсутствия авторитетов

— Одна из важных проблем нашего времени — появление соцсетей. Это огромная эволюция в культуре, которая не осмыслена еще мировым сообществом. Главное, что сейчас происходит, — проникновение законов онлайн в оффлайн. То есть в реальной жизни мы начинаем жить так, как в соцсетях. Это чревато для очень многих вещей в культуре. Что я имею в виду? В человеческом обществе право голоса нужно заслужить, общество не будет слушать неизвестно кого. В Интернете каждому это право даётся изначально. В соцсетях и Интернете нет авторитета, но ведь человеческая культура держится на авторитете. Если мы разрушаем институт авторитета, мы разрушаем институт культуры. Говорят, Интернет — это свобода. Это всё миф. Свобода — это выбор разных иерархий, а не уничтожение иерархии как таковой.

Приведу пример. У нас в стране большая проблема с литературной критикой, то есть ее не осталось. Последний профессиональный критик Лев Данилкин публиковался в журнале «Афиша» лет пять назад. Но руководство журнала решило, что критика нам не нужна, что достаточно оценок на сайтах с баллам или с отзывами читателей. Получается, институт литературной критики умер из-за того, что каждому дали право голоса. Профессионалов не осталось, авторитетного мнения больше не звучит, все мнения равнозначные. Но по равнозначным мнениям вы не сделаете выбор, потому что он бесконечный. Легко выбрать один вид макарон из четырех. Но вы не сможете выбрать макароны из двух тысяч видов, не разобравшись.

От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес [email protected]. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.

Самое читаемое