«Отрекаясь от своего прошлого, воронежские театры вряд ли обретут героическое настоящее и будущее»

«Отрекаясь от своего прошлого, воронежские театры вряд ли обретут героическое настоящее и будущее»

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
1

Читать все комментарии

— Находясь на гастролях воронежского Камерного театра в Санкт-Петербурге, за неделю до своего 74-летия, 19 октября 2015 года скоропостижно скончался Народный артист России Александр Георгиевич Тарасенко. А через три дня в Воронежском театре юного зрителя, где он прослужил полвека, прошла официальная церемония прощания, после которой артиста по старой театральной традиции проводили в последний путь аплодисментами…

Как и полагалось по статусу Народного артиста России, Александра Георгиевича Тарасенко погребли на Аллее Славы Коминтерновского кладбища — в десяти шагах от могилы его стародавнего коллеги по работе в ТЮЗе и Камерном театре, с почетом преданного здешней земле в конце февраля 2012 года, Народного артиста России Анатолия Гафаровича Абдулаева, которого Тарасенко при жизни называл с большой любовью Толечкой.

Так судьба снова и навсегда свела двух неразлучных друзей и творческих партнёров, которым было суждено однажды встретиться под крышей воронежского ТЮЗа, где они, начав профессиональную актерскую карьеру в середине 60-х годов прошлого столетия, одновременно в январе 1979 года стали Заслуженными артистами РСФСР, а позже —Народными артистами России: Абдулаев в 1996-ом, а Тарасенко в 1997 году.

На сцене ТЮЗа рождался их знаменитый «капустный» дуэт, вписанный в театральную историю Воронежа под одним брендом, составленным из двух фамилий - «Абдурасенки». Начав авторами-исполнителями юмористических текстов в домашних «тюзовских» капустниках, Абдулаев и Тарасенко вскоре вышли на сцену Дома Актера во главе большого коллектива профессионалов, в состав которого вошли представители всех остальных воронежских театров. Так в Воронеже под маркой «Абдурасенок» наступила эпоха знаменитых театральные капустников времен перестройки. И несколько поколений воронежцев прошли школу гласности Абдулаева и Тарасенко, бесстрашно выступавших на сцене в роли капустных «народных дураков».

Со временем капустники из хобби превратились для них в одну из профессиональных ипостасей. Во главе «капустной» труппы воронежских актеров «Абдурасенки» объездили полстраны. Им рукоплескали коллеги-актеры из Москвы, Киева и Одессы, где «Абдурасенкам» было доверено открывать театральные сезоны. При этом они продолжали профессионально работать на сцене родного ТЮЗа, а, начиная с 1998 года, параллельно вышли на сцену нового воронежского Камерного театра. Там, по мнению критиков, у двух Народных артистов России открылось второе дыхание.

Анатолий Абдулаев (слева) и Александр Тарасенко. (Фрагмент коллективного фото).

В истории воронежского Камерного театра, как и в истории воронежского ТЮЗа, они были единственными актерами в ранге «народных артистов». При этом, по статусу возглавляя поименный перечень театральной труппы, они были не просто почетными «генералами» сцены, а любимцами публики - актерами, на которых ходят зрители, обеспечивая кассовый успех театру. И Тарасенко, и Абдулаев относились к той категории театральных служителей, о которых Константин Сергеевич Станиславский сказал: «Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист».

Послужившие отправной точкой для съемок документального фильма, посвященного годовщине смерти близкого мне человека и актера Александра Тарасенко, слова Станиславского привели меня в воронежский театр юного зрителя, откуда год тому назад под ритуальные аплодисменты церемонно вынесли гроб с его телом… И каково же было мое удивление, когда на стене театрального фойе среди фотопортретов молодых актеров ТЮЗа не нашлось, ранее висевшего здесь, портрета Тарасенко. По воспоминаниям работников театра, ту памятную фотографию сняли со стены и отдали дочери актера еще в день похорон…

А затем вслед за первоначальным удивлением пришло ощущение безысходной тоски, когда в театральном фойе не обнаружилось и портрета Абдулаева. Это нонсенс! Но двум, напомню, единственным в истории театра, Народным артистам не нашлось места – нет, не на стене! – в сердцах и памяти их соратников по ТЮЗу, никто из которых даже и не подумал, что, отрекаясь от славных героев своего недавнего прошлого, театр вряд ли сумеет обрести такое же славное героическое настоящее и будущее.

Так и не сняв ничего в ТЮЗе для фильма, с тоскливыми мыслями переместился я в Камерный театр. И там, лицом к лицу встретившись в фойе с огромным портретом Тарасенко, был уже готов обрести душевное равновесие, когда неожиданно узнал, что портрет Абдулаева был удален из фойе Камерного. «Прошло уже много времени…» - так однозначно, с надеждой на понимание проблемы, было мне объяснено очевидное: дипломант высшей национальной театральной премии «Золотая маска» - Гафарыч или дядя Толя, как его всегда с любовью называли коллеги – самый звездный актер театра тихо был списан в архив, чтобы не мешать своим прошлым сиянием мерцанию новых звезд.

И тут в тему вспомнился мне эпизод другого съемочного периода, неприятный осадок от которого остался, подобно занозе, засевшей в памяти. В 2004 году, снимая документальный фильм о легендарном дирижере воронежского театра оперы и балета Михаиле Иосифовиче Носыреве – композиторе, прославившем театр своим балетом «Песнь торжествующей весны» - я не нашел его фотографии среди парадных портретов действующих служителей театра, тогда висевших в театральном фойе. Впрочем, не нашлось там места и для многих других  легендарных персон – как например, Пойманов или Валитова - народных и заслуженных артистов, в течение многих лет верой и талантом служивших театру и во славу его. А потому из Камерного ноги сами понесли меня в сторону главного музыкального театра Воронежа.

Но до фойе театра оперы и балета я так и не дошел. В оперно-балетном, как известно, сменилось руководство. Но еще ранее - в процессе подготовки к грядущему ремонту – около полусотни портретов театральных деятелей были сняты со стен фойе. И, как понимаете, надолго-надолго, если не навсегда. Ибо меняющаяся театральная эстетика сегодня выводит на первый план все что угодно, но только не обращение к истории – к памяти о талантах, поклонники которых вместе с ними ушли в  прошлое, как в разлом во времени, откуда нет возврата.

«Однако, тенденция!..» - припомнился мне старый анекдтот-притча о чукче-пастухе, равнодушно наблюдающем, как у него на глазах один за другим в пропасть бросались олени из подведомственного ему стада. На этом можно было бы поставить точку. Однако – справедливости ради – следует упомянуть о фотографиях из музея театра кукол «Шут». А, как пример достойный подражанию, обратиться к портретной галерее воронежского театра драмы, который после грандиозной реконструкции посвященные люди называют не иначе как театром имени Алексея Васильевича… (делая многозначительную паузу) Кольцова. Это, пожалуй, единственный в нашем городе театр, который начинается не с вешалки, а с фойе, где предстает во всей славе своего былого прошлого. Не стыдясь его и не забывая, как детям не должно стыдиться своих родителей и не забывать их в суете настоящего…

Один за другим «Абдурасенки» прекратили свое земное существование. В феврале 2017-го исполнится четыре года со дня смерти Анатолия Гафаровича Абдулаева. А сегодня ровно год, как не стало Александра Георгиевича Тарасенко – Саши, как позволительно было называть его близким людям, независимо от возраста и рангов. Мы помним тебя, Саша! И аплодируем, аплодируем, аплодируем… продолжая любить, как всегда любили - тебя и Толечку.

От редакции. Посмотреть видеоочерк Александра Никонова «Абдурасенки», посвящённый актерскому дуэту Абдулаев-Тарасенко, можно на этой странице.

Самое читаемое