«Мне было всего 7 лет, а я уже таких ужасов насмотрелась!»

«Мне было всего 7 лет, а я уже таких ужасов насмотрелась!»

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
8

Читать все комментарии

— Прокрутила сегодня в голове события моего военного детства, и у меня аж давление подскочило. Мне же во время войны всего семь лет было, а я таких ужасов понасмотрелась…

Прощание с отцом

— Родилась я в 1936 году в колхозе имени Жданова Каширского района. В нашей семье было пятеро детей, и для всех работа находилась. С трёх лет я пасла гусей, братья и сёстры помогали родителям вязать снопы соломы для скотины… А в  июне 1941 года началась война.

Радио в колхозе не было, поэтому о том, что на нас напали немцы, мы узнали с опозданием. К нам из Каширы секретарь райкома партии пешком пришла и сказала, что фашистская Германия объявила нашей стране войну. А потом папе повестку на фронт прислали.

Когда отец уходил на войну, старшему брату было 10 лет, мне — 4, а младшему — всего несколько месяцев. Папа нас стал целовать, а я не хотела, чтобы он уходил на фронт, и спряталась за печку. Потом папа ушёл, а мама говорит мне грустно: «Что же ты не попрощалась? Он же не вернётся…» Я выскочила из-за печки и побежала вслед за повозкой с лошадьми. Но она уже далеко уехала, и я так и не догнала отца...

С фронта папа действительно не вернулся. Он погиб во время переправы через Волгу при обороне Сталинграда.

От вида раны упала в обморок

— Поскольку с началом войны колхозы начали работать для нужд фронта, продуктов нам стало не хватать. Осенью мы с братьями и сёстрами ходили на поле собирать колоски, оставшиеся после уборки урожая. К счастью, в нашем колхозе никого за это не арестовывали и не наказывали.

Однажды мы с братом и двумя ребятами шли с поля.  Видим, в небе немецкий самолёт летит и стреляет по нашим домам.  Я схватила брата за руку и потащила в сарай. Мы там в яму спрятались. А два наших друга погибли.

До нашего колхоза фашисты так и не дошли. Он стал перевалочным пунктом, через который везли раненых советских солдат. Если происходили авианалёты, солдат прятали под мостом. Местные жители в часы затишья их подкармливали.

Однажды я тоже понесла две крынки молока раненым. Перед этим была бомбёжка, и я подумала, что она уже закончилась. Отошла от дома, и вдруг в небе появляется немецкий самолёт и сбрасывает бомбу. Она летела прямо на меня. Этот страшный нарастающий свист... Грохот… В нескольких метрах от меня образовалась огромная воронка, а меня отбросило в сторону. Помню, поднимаюсь, вся в молоке и земле, а в руках две крынки зажаты. Так я их и не выпустила. Подумала тогда ещё, что в эту воронку может весь наш дом поместиться. Зато потом уже звуки взрывов меня не пугали…

А вот вида крови не переношу до сих пор. Когда мне было шесть лет, я часто ходила под мост помогать раненым солдатам. Они лежали там все в бинтах, пропитанных кровью. Помню, у одного из них опухла нога, он меня зовёт, просит помочь развязать бинт. Я трясущимися руками стала развязывать… Не получилось… Я стала рвать бинт зубами. И когда повязка упала, увидела, что рана шевелится от копошившихся в ней белых червей.

От их вида и запаха я потеряла сознание. А когда очнулась, солдат спросил, как меня зовут, и в шутку пообещал представить к награде. Если останется жив...

Есть хотели все — и свои, и немцы

— Наша хата стояла на видном месте. Когда через колхоз проходили советские солдаты, мать устраивала их в доме. Сама спала с нами на печке, а бойцы — на полу. Иногда нам от бойцов доставались угощения: кусочек сахара или консервы.

После освобождения Воронежа, когда немцы отступали, двое из них заблудились и забрели к нам во двор. Были ужасно голодные, просили у мамы молока. Она говорит: нету молока, у самой пятеро ртов. У одного немца, наверное, тоже дети были, потому что он в нашу сторону всё смотрел. Потом они ушли.

После окончания войны мужчины стали возвращаться домой. Встречали их всем колхозом. Когда вернулся первый, к нему в хату набились все женщины. Радовались, расспрашивали, плакали. Потом второй вернулся, весь израненный, потом другие. Мужчин было мало. Вся работа по восстановлению сельского хозяйства легла на плечи женщин и детей...

Время отдавать долги

— После войны я закончила 9 классов и работала то на уборке свёклы, то нянечкой, то машинисткой. Семейная жизнь сложилась счастливо: вышла замуж, вырастила двоих детей, четверых внуков… Часто думаю, что в моей жизни было много чудесных событий, благодаря которым я осталась жива. И пришло время отдавать долги.

Поэтому, когда иду в церковь всегда что-то несу для бездомных. А когда беженцы были с Украины, я с дочкой всё, что выращивала на огороде, им отвозила. Если жизнь к тебе благосклонна, надо отдавать что-то другим, чтобы отблагодарить судьбу. От этого ведь всем лучше будет...

От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес moe@kpv.ru. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.

Самое читаемое