Из-за невысокого урожая в Липецкой области могут подорожать продукты
В этом году средняя урожайность зерновых в регионе по сравнению с 2023-м упала сразу на 19%
Продукты могут подорожать из-за небольшого урожая в Липецкой области
Наш регион среди тех, чьи сельхозугодья весной серьёзно пострадали от заморозков. В стране от майских холодов погибло чуть более 1% посевов, у нас — 5%, ущерб, по данным губернатора Игоря Артамонова, — порядка 3 миллиардов рублей. Некоторым нашим соседям досталось ещё сильнее: у воронежцев уничтожено 15,6% посевов, ущерб — за 10 миллиардов.
Основной погодный удар тогда пришёлся на Центральное Черноземье: даже вводили режим ЧС, чтобы аграрии оперативнее получали страховые выплаты. В Липецкой области весенние морозы погубили в основном ягоды и фрукты. Но сейчас, когда уборочная в разгаре, уже ясно: зерна (в том числе стратегического — пшеницы) будет ощутимо меньше, чем в 2023-м. По данным регионального управления сельского хозяйства, средняя урожайность зерновых с одного гектара сейчас — 40,2 центнера, а по итогам прошлого года она составляла 49,7. Минус сразу 19%. Чем нам это может грозить — давайте разбираться.
Хватит ли хлеба?
В областном минсельхозе ещё 8 августа отчитались: аграрии собрали первые 2 млн тонн зерновых и зернобобовых: более 1,5 млн тонн пшеницы, порядка 82 тыс. тонн гороха и 385 тыс. тонн ячменя. В 2023-м второй миллион (и даже чуть больше, 2 миллиона и 33 тысячи) намолотили к 17 августа. Но тогда, во-первых, по-стахановски: за неделю выдали на гора сразу миллион. Во-вторых, с меньшей площади. В нынешнем году два миллиона тонн еле нагребли с 500 тысяч гектаров, а в 2023-м взяли рекорд с 421 тысячи.
Общая площадь посевов под зернобобовые, которую предстоит убрать, — 770 тысяч гектаров. Практически столько же, как и год назад. Но выходит, что 2/3 площади уже пройдены. И если по итогам 2023-го в Липецкой области намолотили в общей сложности 3,8 млн тонн зерна, то в нынешнем такой щедрости от природы не будет.
По данным Липецкстата, за семь месяцев — с декабря 2023-го по июль — общая инфляция в регионе составила 4,66%, а за год — 8,57%
По оценкам губернатора Артамонова, даже двух миллионов тонн региону вполне достаточно, чтобы себя прокормить, остальное пойдёт на продажу. Прогноз министра сельского хозяйства России Оксаны Лут: в масштабах страны должны собрать около 132 млн тонн. Против 147 млн в прошлом (это с учётом новых регионов). То есть на 10% меньше. Впрочем, 2023-й — чемпионский: такого ударного урожая в стране ещё не было. А предыдущий рекорд — 2017 года в 135,5 млн тонн — чуть меньше нынешних прогнозов. В 2020-м собрали 133,5 млн, в 2021-м — «всего» 122 млн тонн. И по количеству зерна, несмотря на весенние катаклизмы, катастрофы действительно случиться не должно. Но это лишь один острый момент.
А что с качеством?
В июле, сообщая о первом собранном миллионе тонн зерна, губернатор Артамонов похвалился: летняя жара пошла только на пользу — зерно, мол, хорошего качества, в основном третьего и четвёртого классов. Проблема в том, что по действующим стандартам для хлеба пшеница третьего и тем более четвёртого классов, мягко говоря, так себе. Содержание белка и клейковины — ключевых компонентов — в ней невысоко, а они определяют качество будущих плюшек. Хуже только пятый класс — кормовой. В СССР хлеб пекли из зерна третьего класса с добавлением первого и второго. Сейчас, как признаются производители, в ходу в основном четвёртый: потому что дешевле. Теперь вы понимаете, почему нынешний хлеб крошится в труху, особенно дешёвый — по так называем «социальным» ценам?
Ещё важный момент — твёрдые сорта пшеницы или мягкие. Твёрдые ценятся дороже. Если 400-граммовая упаковка макарон стоит 25 рублей, рекламная надпись «из твёрдых сортов» — враньё. У твёрдой пшеницы зёрна крупнее и полнее, при перемалывании муки получается больше. Плюс она богаче клетчаткой, витаминами и минералами. Но главное — у твёрдых сортов пшеницы выше стекловидность: ещё один важный фактор, влияющий на качество мучных изделий. Макароны из высококлассной твёрдой пшеницы не сварятся в невнятный ком теста.
По данным агроэкспертов, в России на посевы под такую пшеницу приходится порядка 1,4 млн гектаров. И хотя за год она выросла вдвое, это лишь 3% от общей площади зерновых и зернобобовых в 47 млн гектаров. Возделывать её хлопотно и недешёво, не всякий климат годится (любит сухой степной). Главные мировые производители: Азия, Аргентина, Канада, Северная Африка, США. У нас этим занимаются в основном хозяйства Оренбуржья, Саратовской, Челябинской областей. В Липецкой области в 2022-м твёрдая пшеница занимала около 100 га.
Ежегодно 6 липецких сахарных заводов вырабатывают порядка 800 тысяч тонн сахара. Наш регион входит в тройку лидеров в стране по производству сладкого продукта.
Как это отразится на ценах?
Снижение общих объёмов урожая, как мы видим, не критичное. И в стране есть запасы с прошлогоднего рекорда, и их тоже надо продавать. Казалось бы, с чего тому же хлебу дорожать. Однако в Российской гильдии хлебопекарей и кондитеров отмечают: в итоговой цене хлеба стоимость зерна составляет лишь 15 — 20%, остальное — реклама, логистика, упаковка, зарплаты, платежи ЖКУ и прочие текущие расходы. Именно благодаря этому остальному инфляция не только на батоны может оказаться резвой. С 1 июля коммуналка в стране подорожала неслабо. В Липецкой области подскочил в цене газ — на 9,87%, вода — на 8,6%, отопление — на 9,85%. В июле Центробанк повысил ключевую ставку, применив рабочий инструмент, когда уже край надо сдерживать инфляцию. Это во-первых.
Во-вторых, после майских заморозков оказалось: страховка сможет компенсировать аграриям очень малую долю потерь. В нашем регионе, по данным Национального союза агростраховщиков, с финансовой подушкой безопасности оказались лишь 279 тысяч гектаров всех посевов — не только под зерновыми. А общая посевная площадь в регионе — 1,4 миллиона гектаров. То есть застрахованы были лишь 20%. Сколько среди них погибших зерновых, неизвестно. Но, к примеру, среди фруктовых деревьев со страховкой оказались всего 2,4 гектара. Министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут сообщила, что в России из 1,1 миллиона гектаров, уничтоженных весной, застрахована четверть — 26%.
В-третьих — семена, техника и запчасти. Это тоже издержки производства, и они влияют на цены в магазинах. Липецкая область, как и Россия в целом, зависит от импорта. Например, по семенам сахарной свёклы у нас 13% заграницы, кукурузы — 12%, подсолнечника — 16%. По подсчётам аналитиков, импортные семена за три года подорожали на 30 — 40%. А вот цифры от Российской ассоциации производителей спецтехники и оборудования: доля заморских с/х машин в стране в 2023-м по сранению с 2022-м выросла на 6,5% — до 46,8%. В 2022-м после начала СВО и санкционной осады производство собственной с/х техники резко упало: комплектующие-то шли из-за границы. В 2023-м мы смогли выровнять производство комбайнов практически до уровня 2021-го (параллельный импорт), но по остальным видам (сеялки, плуги и т. д.) продолжалось снижение — до 27%. При этом издержки производителей с/х техники с 2021-го по некоторым пунктам выросли до 44,8%, а логистические — в 5 раз. Потому что параллельный импорт через страны-друзья — это тоже дорого. Дороже семена и техника — дороже растить урожай — дороже кормить сельхозживотину — выше цены на продукты.
Читать все комментарии