Сколько стоят 100 баллов по ЕГЭ
Выпускники рассказали «Житью», в какую сумму им обошлась подготовка к экзаменам
В этом году в Липецкой области количество выпускников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов, увеличилось. В 2016 году стобалльников было 17, в этом уже 19 выпускников справились с экзаменом на «отлично». Самое большое количество стобалльников по русскому языку — 13 человек, четыре — по обществознанию, один — по математике и информатике. По данным департамента образования Липецка, 100 баллов на ЕГЭ-2017 по основным предметам набрали ученики 14 школ: № 3, 12, 14, 19, 21, 33, 37, 44, 48, 49, 64, 68, 69, 77.
Корреспонденты «Житья» решили узнать, как получить 100 баллов по ЕГЭ, что для этого нужно сделать и реально ли обойтись без репетиторов.
В МГУ без репетитора
Екатерина Тонких, выпускница гимназии № 64
Катя — победительница региональной олимпиады по обществознанию, и ЕГЭ по этому предмету она сдала на 94 балла без помощи репетиторов.
— Чтобы сдать общество на высокий балл, запросто хватает школьной программы, — говорит Екатерина.
В течение двух лет Катя занималась у репетитора по профильной математике. Одно занятие стоило 700 рублей, а общие траты составили более 50 тысяч. При этом выпускнице это не помогло сдать предмет успешно — она набрала всего 62 балла.
К ЕГЭ по русскому языку Катя также готовилась сама, набрав в итоге 81 балл.
— Учитель русского заверял, что нам базовой программы хватит для успешной сдачи ЕГЭ, — рассказала выпускница. — А вот завуч говорила, что всем нужны репетиторы и мы ничего без них не сдадим.
В 11-м классе Екатерина уделяла подготовке к экзаменам около 5 часов в неделю. Решала прошлогодние задания, внимательно изучала варианты новых.
Документы Екатерина подавала в Высшую школу экономики на государственное и муниципальное управление и юриспруденцию, а в МГУ на управление персоналом организации и глобальными социологическими исследованиями. Также документы были поданы в Российскую академию народного хозяйства при президенте РФ, во Всероссийскую академию внешней торговли и Государственный университет управления.
На прошлой неделе Екатерина узнала, что её принимают в МГУ, именно туда, куда она больше всего хотела поступить. До этого её три раза приглашали на зачисление в Высшую школу экономики, но Екатерина отказывалась, так как ждала и верила, что позвонят из МГУ. И ей позвонили.
Я согласен на медаль
Елена Симонова, также выпускница гимназии № 64
100 баллов она набрала по обществознанию. Кроме того, Лена окончила школу с золотой медалью, которая даёт бонус при поступлении — медалисты получают дополнительные баллы, обычно это 10 баллов, которые могут решить вашу судьбу. Но не все вузы медаль учитывают.
— На уроках подготовка к экзаменам по обществознанию у нас началась с момента появления этого предмета в 7-м классе, — рассказывает выпускница. — Ещё я сдавала ЕГЭ по профильной математике, русскому языку и иностранному. Но только за счёт школьных знаний успешно ЕГЭ сегодня не сдашь. Поэтому я почти ежедневно ходила к репетиторам. У меня были репетиторы по обществознанию, математике и английскому. Репетитор по обществознанию тоже работает в нашей школе. С ней мы многократно отрабатывали школьные материалы и решали много новых заданий. Важно, что учитель нам рассказал про подводные камни ЕГЭ, как все эти нюансы во время сдачи учитывать и не пугаться их.
Одно занятие у репетиторов обходилось от 600 до 1 000 рублей. В месяц на подготовку к экзаменам уходило почти 20 тысяч, за год — 170 тысяч рублей. К репетиторам по математике и английскому Лена ходила 2 года. В итоге высокие баллы по ЕГЭ обошлись ей в несколько лет упорной учёбы, а её родителям примерно в 270 тысяч рублей.
— При сдаче экзаменов было страшно, ведь повсюду камеры и проверяющие, — говорит Елена Симонова. — Нам рассказывали историю, что одного студента отчислили из вуза после выявленного с помощью камер нарушения на ЕГЭ.
В итоге Лена сдала математику на 82 балла, английский — на 94, русский язык на 93, обществознание — на 100 баллов.
По результатам английского языка девушка подавала апелляцию, так как считала, что за некоторые ответы ей снизили оценку несправедливо. Но на апелляции ей указали на другие ошибки, которые не нашли при проверке, в итоге баллов не добавили. Хорошо, что не отняли.
— Я подала документы в пять столичных вузов, в некоторые — сразу на пять факультетов — говорит Елена Симонова. — В основном выбор пал на экономику и менеджмент, рекламу и связи с общественностью. В МГУ пошла из-за его престижности. Также документы подала в Высшую школу экономики, университет имени Г.В. Плеханова, МГИМО и Финансовый университет при Правительстве РФ.
Как не ошибиться с выбором вуза
При выборе вуза необходимо проверить информацию о нём на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — obrnadzor.gov.ru.
— Вузы и их филиалы осуществляют образовательную деятельность только при наличии лицензии, — сообщили в ведомстве. — Лицензия головного вуза не распространяет своё действие на его филиалы. Филиал образовательного учреждения обязан иметь собственную лицензию на ведение образовательной деятельности по каждой образовательной программе. Наличие у вуза и его филиалов свидетельства о госаккредитации с приложением по каждому направлению подготовки (специальности) даёт учебному заведению право выдавать диплом государственного образца. В свидетельство о госаккредитации, выданное головному вузу, включаются и его филиалы, которые её получили.
Также нужно учитывать:
- сроки выдачи аккредитации, лицензии;
- государственный вуз или частный, выбирать первый;
- документы, подтверждающие право пользования зданиями и территориями;
- наличие компьютеров, демонстрационного оборудования для проведения лекций;
- наличие лабораторий, мастерских, тренажёрных залов;
- репутацию вуза;
- уровень преподавательского состава;
- помощь университета в трудоустройстве.
Институт бесправия
Руководство Института права и экономики исчезло после лишения вуза аккредитации, в итоге студенты не могут получить документы для перевода в другое учебное заведение
По Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы количество вузов в стране должно сократиться на 40%, а филиалов — на 80. Причина — крайне низкий уровень образования, который студенты получают в большинстве из них. В итоге сейчас по всей стране массово закрывают вузы, которые не соответствуют образовательным стандартам.
Липецк также коснулись реформы. Рособрнадзором с начала 2017 года было полностью приостановлено действие государственной аккредитации Липецкого филиала АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», прекращено действие лицензий негосударственного Липецкого института управления. Но особого внимания заслужил потерявший аккредитацию Институт права и экономики.
Согласно приказу управления образования и науки Липецкой области с декабря 2016-го вуз не может принимать студентов и выдавать дипломы государственного образца, а также гарантировать отсрочку от службы в армии. Ещё в ноябре Рособрнадзор провёл в институте проверку. Комиссия выявила ряд нарушений и дала месяц на их устранение. Однако изменений не последовало.
При этом студенты института продолжали учиться, даже не подозревая о происходящем, — сдавали сессии и вносили плату за будущее обучение. Но вскоре узнали о происходящем через СМИ.
— Я поступила в ИПЭ в магистратуру в августе 2016 года, — рассказывает студентка юрфака Елена Шлыкова. — Все было нормально, пока не узнали из новостей, что вуз лишился аккредитации. Никаких объявлений не было, никто ничего не сообщал. Я решила сама сходить к ректору Алексею Куранову. Он заявил, что «это все бизнес, происки конкурентов». Пообещал, что, если проблема не уладится, всех нас переведут в престижные учебные заведения — ВЭПИ или ЕГУ им. Бунина. Но потом нам дали понять, чтобы проблемы с переводом мы решали сами.
Такие новости никого не обрадовали. Во-первых, студенты платили немалые деньги за обучение. Во-вторых, чтобы перевестись, необходимы документы, предоставить которые обязан вуз. Вот только этого делать никто не собирался.
— Мои родители — пенсионеры, — продолжает Елена. — Они хотели, чтобы у меня было высшее образование. За этот год заплатили порядка 45 тысяч рублей. Большинство моих однокурсников решили перевестись в ЕГУ им. Бунина. Нам сказали, что примут, только необходима справка из ИПЭ. В конце июня мы написали заявление на её получение, но до сих пор так и не увидели. Скоро заканчивается зачисление в ЕГУ. А в институте никого нет. Секретарь говорит, что не знает, где ректор, а всех преподавателей отправили в отпуск без содержания.
Девушка не привыкла сдаваться, поэтому отправилась в администрацию Липецка. Ведь согласно информации, размещённой на сайте Института права и экономики, учредителями вуза являются мэрия и техникум права и экономики. Но в мэрии ей сообщили, что с 2016 года не имеют отношения к вузу. Девушка написала заявление в прокуратуру.
— К нам обращались студенты из Института экономики и права, — подтвердила старший помощник прокурора Липецкой области Татьяна Ткачёва. — Как юридическое лицо вуз ещё существует. Мы проведём проверку. Можем внести представление, если необходимо вернуть деньги за неполученное обучение. По закону дирекция вуза должна была оповестить учащихся о прекращении аккредитации заранее, чтобы они успели перевестись в другое учебное заведение.
Замначальника управления образования и науки области Елена Бондарь на вопрос, помогут ли чиновники чем-то брошенным на произвол студентам, пояснила, что по закону об образовании за учащихся несёт ответственность учебное заведение и, если последнее нарушает права своих подопечных, те могут обратиться в Рособрнадзор с жалобой на вуз и его ректора. Правда, где последний — неизвестно.
Рейтинг вузов России
По итогам учебного года был составлен VIII ежегодный Национальный рейтинг университетов. В топ-3 рейтинга вошли Московский государственный университет им.М. В. Ломоносова, Московский инженерно-физический институт и Санкт-Петербургский государственный университет. За ними следуют Высшая школа экономики и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. В топ-10 также вошли: Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Российский университет дружбы народов и Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
...родители
Липчанка Наталья Сергуткина, дочь которой в этом году поступила в Липецкий государственный педагогический университет, считает, что сдать ЕГЭ без помощи репетиторов реально. В их классе учителя репетиторство не навязывали, но рекомендовали для успешной сдачи экзаменов. Выбор пал на математику и русский язык. В итоге за год было потрачено на репетиторов до 60 тысяч рублей. И это при том, что один из преподавателей был другом семьи и сделал существенную скидку на занятия с ребёнком.
Я считаю, можно подготовиться к экзаменам и без помощи репетиторов, — говорит мама Наталья Сергуткина. — С репетиторами мы готовились только по двум предметам. Моему ребёнку не хватило базовой программы в школе. Но при этом в классе без подготовки у репетиторов экзамены сдавал каждый третий ученик.
...учителя
Учитель английского языка одной из липецких школ считает, что в современных реалиях и при существующем объёме информации сдать ЕГЭ без помощи репетиторов практически невозможно.
Подготовить к ЕГЭ в школе нереально, — считает Екатерина Житниковская. — В классе у всех уровень знаний разный. Кому-то достаточно 45 минут, чтобы решить несколько задач, а кто-то и одну не решит. В большинстве случаев для подготовки к ЕГЭ репетитор требуется.
...преподаватели вузов
По словам преподавателя ЛГПУ Елены Найдёновой, базовой школьной программы для успешной сдачи ЕГЭ и тем более последующего поступления в университет однозначно недостаточно. Нужно заниматься дополнительно. Однако репетиторы успеха не гарантируют.
Если в школе есть профильное изучение по предмету и учитель ориентирован на углублённое обучение, то я предполагаю, что сдать ЕГЭ без репетитора возможно, — говорит Елена Найдёнова. — Если же нет углублённого профиля по предмету, то ребёнку однозначно требуется дополнительное изучение этих дисциплин. Но мой опыт позволяет сказать, что репетиторы не способствуют получению высоких баллов на ЕГЭ, всё зависит от самого ученика.
…психологи
Ругать ребёнка за неудачи на ЕГЭ, в момент когда он и так переживает тяжёлый период, не надо, — говорит психолог Екатерина Сафонова. — Его необходимо поддержать, ведь ребёнку важно чувствовать, что родители любят его при любых обстоятельствах. Не нужно давать отрицательную оценку ни подростку, ни факту неудачи. Для школьника важно мнение сверстников, и, скорее всего, он будет бояться осуждения с их стороны. И семья — единственная подушка безопасности, которая у него есть. Только родителям он сможет выплакаться и рассказать о переживаниях. Когда острая стадия пройдёт, необходимо поговорить о неудаче, вместе подумать над её причинами, сделать выводы, подумать, как исправить ситуацию. Родители должны дать ребёнку понять, что готовы быть рядом и помогать ему.
Олег ДУРОВ
Читать все комментарии