«Беби-боксы провоцируют рост числа сирот»
Контекст. После обнаружения 11 июля в Воронеже в мусорном баке тела младенца руководитель отряда «Поиск пропавших детей» Валентин Харламов разместил на сайте Change.org петицию, в которой призывает Алексея Гордеева оборудовать в столице Черноземья беби-боксы. На утро понедельника, 24 июля, петицию подписали более тысячи человек.
— Друзья и знакомые спрашивают меня, как я отношусь к идее беби-боксов в Воронеже.
В петиции, которую создали в интернете, утверждается: «критики «окон жизни» настаивают на том, что это аморально, навеяно западом…».
Честно говоря, меня мало волнует, откуда «навеяно» то или иное явление, если оно помогает детям жить и расти счастливо. В нашей стране, открытой всем сторонам света, и не разберёшься, что и откуда навеяно. Я считаю, что это скорее плюс, чем минус, потому что наш народ доказал, что у него есть своя голова. Мы можем сами решать, что использовать из зарубежного опыта, а что – нет.
Предположим, что сторонники беби-боксов правы, и мы должны в каждом городе установить беби-бокс. Тогда мы обязаны обеспечить их шаговую доступность, чтобы дать матери возможность донести туда ребёнка, «не отходя от кассы». Почему? Да потому что, если мы ставим цель спасти детей от убийства, то должны ориентироваться на ту группу матерей, которые способны на это самое убийство. Они не церемонятся с чадом – им не во что его одеть, они не будут его кормить. Половина убийств новорождённых происходит в сельской местности, а автобусы в город идут только раз в сутки. Теперь представьте, как потенциальная детоубийца пеленает ребёнка, скрывает его от взглядов односельчан, кормит, а утром садится в автобус, платит за проезд, баюкает ребёнка в дороге, затем на городском транспорте везёт ребёнка к единственному беби-боксу, разобравшись в городе, в котором она не была уже лет 15, находит тот закоулок, где спрятан от посторонних глаз этот бокс, и наконец кладёт туда ребёнка. Я бы посмеялся, если бы тема не была такой грустной. Не забывайте, что 80% осуждённых за это преступление женщин скрывали беременность, и 96% из них убили ребёнка прямо на месте родов.
«— Когда зашла в уборную, поняла, что у меня начались роды, — рассказывает Марина.
— Всё произошло стремительно. Ребёнок просто упал в эту дыру. В тот момент я дико испугалась. Я не знала, что делать, подумала, что малыш захлебнулся.
— А почему не позвала на помощь? Ты же мать, твой ребёнок мог погибнуть!
— Я не помню, — твердит Марина. — Я была в состоянии шока. Не помню, как дошла до дома. Я не знала, куда себя деть. Я боялась позвонить в полицию».
Это выдержки из интервью матери той девочки, которую спасли в Россоши в декабре 2015 года («МОЁ!» № 1116 от 5 апреля 2016 года).
Решение об убийстве ребёнка принимается спонтанно женщиной, которая часто находится в неадекватном состоянии. У неё нет времени ехать к беби-боксу. Установить беби-бокс в каждом населённом пункте и повесить таблички указателей, будем честны, нереально.
Сторонники беби-боксов говорят: «В России есть опыт работы который надо обобщить и применять, некоторые беби-боксы работают годами, 35 детей были спасены».
Да, можно установить беби-бокс в Воронеже. Мир от этого не перевернётся. Как не перевернулся он и в других городах, где такие "коробки жизни" уже установлены. Их установители отчитываются, что в год туда кладётся один-два ребёнка. Кто кладёт? Мамы, которые детей бережно укутали, положили рядом какую-то одежонку, написали записочку, как малыша зовут, и какая пища ему подходит. А беби-боксеры хвастаются: «Мы спасли жизни!». Господа милые! Спасли ли? Вы уверены, что именно эти дети оказались бы в яме или на мусорке? Или, не будь вашей «помощи», эти мамы нашли в себе и вокруг ресурсы, чтобы воспитать этих малышей? Вы просто не попали в аудиторию. И эти окна жизни неэффективны. Динамика убийств детей одинакова по регионам, независимо от наличия беби-бокса.
Идём далее. Если мы говорим о том, что беби-бокс не эффективен против инфантицида из-за того, что он не попадает в целевую группу, зададимся вопросом, кто же сдаёт ребёнка в беби-бокс? Эта женщина испытывает трудности в жизни – материальный недостаток, отсутствие поддержки близких, разрыв с отцом ребёнка, одиночество. Она либо активно ищет информацию о том, что можно в такой ситуации предпринять или, по крайней мере, обращает внимание на соответствующие объявления, баннеры, сообщения. Она признаёт ценность детской жизни, поскольку, несёт ребёнка в беби-бокс. С психологической точки зрения, сдача ребёнка в беби-бокс – это акт жертвенности и заботы, как ни странно это на первый взгляд. Женщина сознательно и деятельно, а не пассивно, отказывается от своего права на ребёнка, мотивируя это тем, что "так ребёнку будет лучше".
Доказан психологический феномен «замещающего ребёнка». Психологи говорят, что женщина, потерявшая ребёнка в результате несчастного случая или лишения родительских прав, часто неосознанно стремится «заместить» потерю, рожая ещё одного ребёнка. Специалисты органов опеки тоже знают истории, когда асоциальные женщины продолжают рожать детей, как будто назло всем лишениям и отобраниям. Это сложная проблема, и она, конечно, касается не только неблагополучных слоёв населения. Многие процессы в человеческой психике происходят неосознанно. С серьёзной долей вероятности от женщины, однажды сдавшей ребёнка в беби-бокс, можно ожидать повторного рождения. А при условии, что волшебное «окно жизни» уже позволило женщине не задумываться над решением собственных проблем, ситуация повторяется. И что дальше? Опять «окно жизни»?
Таким образом, мы провоцируем рост числа сирот. Пока одни говорят, что надо решать вопрос с детскими домами, другие настаивают на мерах, увеличивающих число детей-сирот.
Как видим, в моём тексте нет морализаторства, в котором нас упрекали. Да и не считаю я поголовно всех сторонников беби-боксов злодеями и кровопийцами. Хотя, безусловно, перефразируя Маяковского, если беби-боксы открываются, значит, это кому-нибудь нужно. Но основная масса беби-боксеров, в том числе, и моих знакомых, – это люди, реально переживающие за жизнь детей. Но, друзья, как я и говорил выше, это просто неэффективно – палить из пушки по воробьям. Вы говорите, что «окна жизни» – это очень простой, не особенно дорогой (что спорно), и при этом действенный метод решения проблемы. Не бывает такой большой проблемы, которую можно решить одним махом. Не обманывайтесь. Давайте вместе предпримем действительные меры для решения этой проблемы. А какие, об этом я напишу в следующем посте.
От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес [email protected]. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.
Читать все комментарии