— Какой проблемы современной России ни коснись, её можно привести к одному знаменателю — отношению людей друг к другу. На всём протяжении исторического пути нашей страны эти отношения претерпевали изменения. Претерпев два жестоких идеологических надлома за последние менее чем 100 лет (Октябрьская революция 17-го года и лихие 90-е), прошедших через умы, сердца и души людей, мы отказались от какой-либо идеологии совсем и согласились закрепить это на уровне главного документа страны — Конституции. Как несчастный жених, претерпевший дважды вероломство любимой, мы страстно запретили себе любить и доверять, искренне веря, что в этом и была причина наших страданий.
Мы ещё долго будем переписывать свою историю, переосмысливая эпоху СССР, в поисках внутреннего равновесия и взвешенного взгляда на произошедшее в те годы, но никуда не денется факт, что после самой разрушительной в истории человечества Второй мировой войны, главный удар которой пришёлся на нас, нам понадобилось всего лишь 16 лет, чтобы отправить человека в космос. Сегодня же, находясь более 20 лет в состоянии реформ, нам мало что есть противопоставить достижениям той эпохи. И причин сильно обнадёживаться насчёт серьёзных сдвигов в ближайшем будущем не предвидится. Что же с нами стало не так? Мой ответ: причина в том, что мы ТАК стали относиться друг к другу.
С грязной водой выплеснули и ребёнка
Запретив себе наличие идеологии, мы обесценили всё, что с ней было связано, многое опошлили, оплевали и осмеяли. Идеология стала символом инструмента по одурачиванию масс и признаком нездорового фанатизма. Для нас этой темы на многие десятилетия как бы и не стало вовсе. С грязной водой мы выплеснули и ребёночка.
Но сколько я ни размышляю на тему идеологии, наблюдая за происходящим и с нами, и в мире, я прихожу к выводу, что идеология как погода — её не может не быть, как свято место пусто быть не может. Вся дьявольская хитрость заключается в том, что если тема идеологии выводится из поля пристального внимания и трепетного попечения общества и государства, то она оказывается в руках третьих сил, которые предпочитают оставаться в тени.
Но в конце концов каждое дело познаётся по плодам. Эти плоды каждый из нас может оценить по-своему, исходя из своего быта, запросов, точек зрения и ожиданий. Но можно и предложить достаточно объективный инструмент, который обнажит, какими отношениями характеризуется наше общество и к чему мы движемся.
У М.Ю. Лермонтова есть произведение под названием «Герой нашего времени». Так вот, герои своего времени и по сей день ярко говорят и свидетельствуют о своём времени. Они могут быть неявными, но они на виду, на них равняется молодёжь, они привлекают внимание основных СМИ, им уделяется большая часть времени. Их морально-этические, нравственные качества определяют, каким будет наше общество завтра. Я характеризую современную идеологию как идеологию эгоизма, идеологию давления личного успеха и личных интересов над интересами общества.
Государство полностью устранилось из сферы воспитания своих детей. Государственные образовательные институты полностью лишены этой функции. Кто же последние 20 лет воспитывает тех, от кого завтра будет зависеть будущее нашей страны? Пусто ли свято место или же оно уже не свято? В чьи руки мы отдали свои умы, сердца и души? Есть ли у нас свой кормчий или наш корабль полностью предан на волю волн?
Нравственность нуждается в культивации
Представим себе кусок плодородной земли, которую когда-то возделывали, засевали сельскохозяйственными культурами, удобряли, пропалывали, поливали. А потом однажды бросили возделывать и решили, что отныне, для повышения урожайности, будет свободная конкуренция между сорняками и полезными культурами. Ведь нам доходчиво объяснили, что здоровая конкуренция полезна. Поэтому отныне полезные культуры должны в равной борьбе победить сорняки и стать ещё плодороднее в результате этой конкуренции. Абсурд! Культурные растения потому и культурные, что для их большей урожайности требуется возделывание и целенаправленный труд. И как мне кажется, этот образ можно справедливо взять за пример, объясняющий характер процессов, происходящих в сфере воспитания.
Добрые нравы в злой конкуренции не прививаются. Мы пока всё ещё верим и надеемся, что одними законами можно решить острые проблемы нашего общества, например проблему коррупции. Но нравственность не формируется в результате написания и исполнения хороших законов. Законы призваны отсекать лишь самые грубые и вопиющие проявления человеческой безнравственности. Но именно нравственность является внутренним законом человека, удерживающим его от большинства поступков, наносящих вред обществу и окружающей среде в целом. И нравственность нуждается в культивации в обществе, в привитии навыков самоцензуры собственных поступков с малых лет. Государству необходимо иметь собственную политику в области воспитания своих граждан, исходя из своих приоритетов, суть которых должна быть отражена кратко, ёмко и доходчиво в национальной идее.
Национальная идея определяет смысл существования государства
Национальная идея должна передавать общий дух, по которому определяется в деталях, что есть для общества хорошо и что есть плохо. Она должна определять и соотносить значение человека для общества и общества для человека. По сути, национальная идея должна ответить на вопрос, в чём смысл существования человека и нашего государства.
Национальный язык является зеркалом национального сознания. В имеющихся в нём уникальных особенностях, отличающих его от других языков, заключаются особенности национального самосознания и отношения к окружающему миру. В связи с этим крайне интересен факт, что в русском языке все названия национальностей отвечают на вопрос «кто?» и только название нашей собственной нации отвечает на вопрос «какой?». То есть для нас родиться русским — ещё не значит быть им. Чтобы быть русским, нам важно соответствовать какому-то образу. Сегодня этот факт для нас всё менее очевиден, и русскость всё меньше несёт в себе смысловое наполнение.
Среди наших героев всё меньше НАШИХ героев. Свинка Пеппа, Микки-Маус, Гарри Поттер, Джеймс Бонд всё больше и больше воспитывают нас. Мы теряем свою идентичность. Казалось бы, ну что здесь такого, что мы будем так же думать, чувствовать, как «весь цивилизованный мир»? Одно общее благо. Но это не так. Ведь потеря понимания ценности исторической, культурной и духовной самоидентичности народа может привести к распаду страны на мелкие, внешне зависимые субъекты международного права, что фактически будет означать конец русской цивилизации. Собственно говоря, в 90-е годы мы и пережили один из этапов такого распада. Последствия той катастрофы мы переживаем по сей день.
Какая разница, насколько мощная у нас армия, если в обществе нет понимания, что эта армия будет защищать? Нашу частную собственность? Вы действительно верите, что кто-то будет готов отдать свою жизнь за вашу частную собственность? Армия нужна только для защиты наших святынь как выражения смысла своего существования, ради которых стоит отдать жизнь. А если наша культура всё меньше и меньше отличается от культуры противника и выравнивается с ним понимание смысла существования, то такой ли уж он враг? Может быть, мы сами проведём референдум и проголосуем за присоединение к Соединённым Штатам Америки? Как вы думаете, на каких условиях нас примут? И ничего невероятного в этой идее нет. Достаточно лишь «правильно» воспитать несколько поколений.
Вернуть себе свои святыни
Самыми значимыми ценностями культуры являются святыни, которые дают вдохновение жить и определяют границы, откуда начинается бескультурность. Именно святыни дают понимание высшего надмирного смысла существования человека и государства. Именно святыни дают понимание того, ради чего стоит прожить жизнь и ради чего стоит ею пожертвовать. Именно вокруг этих святынь объединяются люди, образуются государства и строятся цивилизации, определяя их характер и долговременность существования.
Несколько лет назад на английском образовательном канале National Geographic шёл цикл передач под названием «Запреты», посвящённый теме табу в современном обществе и в древних цивилизациях. В анонсе каждого выпуска утверждался постулат: «Великие цивилизации строились на великих запретах». Соответственно, и их исчезновение рассматривалось через призму нарушения табу, на которых они были построены. Наши оппоненты это понимают. Насколько это правило осознаём мы? Остался ли у нас перед чем-нибудь страх? Страшно ли нам Родину предать? И в чём для нас может быть факт предательства? Если нет святынь, то, может быть, уже нет и предательства, а есть только имущественные интересы?
Нам необходимо вернуть себе свои святыни и внятно сформулировать хоть какое-нибудь, пусть даже пока несовершенное понимание того, ради чего мы существуем. Это понимание очень важно формализовать, чтобы появился предмет для дальнейшего обсуждения. Это позволит восстановить границы культурно-нравственной безопасности нашего общества. Чтобы национальная идея была наполнена практическим содержанием, важно, чтобы с ней соотносились решения о господдержке сферы культуры и образования. В нашей культуре должны появиться новые НАШИ герои нашего времени. На основании национальной идеи должен быть сформулирован морально-этический кодекс и принципы, которые должны учитываться при назначении на госслужбу и при подготовке учителей. Кодекс должен применяться при определении соответствия занимаемой должности.
Сфере государственного образования должна быть возвращена воспитательная функция, для реализации которой учителям должно быть дано право пресекать установленным образом неподобающее поведение учеников. Зарплата, престиж и требования к учителям должны быть существенно подняты, поскольку эти люди как минимум отвечают за безопасность государства. Да! Это возврат к идеологии. И этот процесс возврата должен начаться как можно быстрее. Вопрос развития мысли вокруг национальной идеи должен эволюционировать, уточнять её смысл и приводить к доработке морально-этического кодекса, осмыслению себя и нашего места в мире, объединяя всё большее и большее количество граждан и обеспечивая консолидацию общества. И не стоит пренебрегать тем, чтобы вспомнить, перенять и применить лучший опыт работы идеологического аппарата СССР. Это ведь тоже наше наследие, которое требует своей реабилитации. Ведь согласитесь, самое ценное, что мы потеряли с разрушением Союза, — это отношения людей друг к другу!
От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес [email protected]. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.
Читать все комментарии