«Не перегнуться бы в поклоне»

«Не перегнуться бы в поклоне»

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
10

Читать все комментарии

– В одной из «буржуйских» газет увидел на полосе размещённые рядом поздравления с бракосочетаниями и сообщения о смерти. Спрашиваю: как же так, разве уместно такое соседство – радость, счастье и горе со слезами?

Жизнь всегда соседствует со смертью, ответили мне.
Разъезжая по разного рода медиафорумам, а их с каждым годом становится, как ни странно, всё больше и больше, замечаю едва ли не то же самое. Слова восхищения журналистикой, бесконечные грамоты и призы труженикам пера и эфира, и тут же – печальные глаза, охи и ахи: «Хана нам скоро, братцы...».

Конечно же, умрут далеко не все. Останется государственная пресса. Как в России без неё? Это наш крест, который нести будем вечно. А что до независимых газет и журналов – так о большинстве из них попытаются просто забыть. Как забыли у нас о «Красноярском комсомольце», «Вечернем Красноярске», «Своём голосе», «Комке» и других изданиях.
Меня всегда восхищают губернаторы. Виктор Толоконский не так давно клялся в редакции «Красноярского рабочего», что сделает всё возможное для экономической поддержки СМИ и читателей, для возрождения традиций чтения. «Ни одна газета не должна умереть», – твёрдо заявлял он. Делается же всё ровно наоборот.

С приходом каждого нового главы региона я надеялся, что наступит поворот в их сознании. Но современные и эффективные, казалось бы, менеджеры Александр Хлопонин, а за ним – и Лев Кузнецов, став чиновниками высокого ранга, первым делом старались подмять прессу. С партократами, ей богу, работать было гораздо легче.

Опытный Толоконский, придя к власти в Красноярском крае, начал ставить вполне внятные задачи: не должно быть засилия государственных СМИ, нужно выработать систему поддержки вольной прессы. Даже отдал ряд официальных распоряжений по этому поводу. Но пришли всё к тому же: субсидии выделяются тем, кто более других прогибается перед обитателями «серого дома» – так в Красноярске называют дом правительства и парламента.

Как и во времена Кузнецова, «Красноярский рабочий» нынче лишили бюджетной поддержки. Без объяснения истинных причин. Твердили одно: вы представили проект, который завоевал меньшее число голосов членов комиссии. Хотя суть всех проектов на самом деле одна: писать не о социальных или экономических проблемах, а восхвалять губернатора и его окружение. Видно, перед этим мы просто недохвалили чиновников.

Недавно слушал воронежского губернатора Алексея Гордеева и не мог не аплодировать ему. В самом деле, как не рукоплескать, если он, едва ли не стуча себя в грудь, говорил о том, что самая эффективная пресса – независимая, что только она единственная и может помочь развитию гражданского общества.

А что на самом деле? В области создан мощный государственный холдинг, разрушающий медийный рынок. Сотни миллионов бюджетных рубликов пускают на придворную прессу. Как выживает в этих условиях, например, независимая газета «Моё», представляю слабо.

Умер «Челябинский рабочий», сошёл на нет другой «пролетариат» – «Уральский». Чудесное воскресение их, конечно, возможно, но ради чего делать покойным массаж сердца? Ради ритуала – мы, дескать, старались вернуть их к жизни?

Может, всё таки, не спасать надо, действуя методами МЧС, а создавать нормальные условия для существования нормальной прессы? Чтобы если рынок – так не только на словах, но и на деле?

В нынешнем марте на Питерском медиафоруме ОНФ я лично благодарил Владимира Путина за финансовую поддержку – за те 300 миллионов, которые Минфин порывался отнять у нашей отрасли. Президент внял просьбам – сумму не урезали. Побоялись.

Но не возьму в толк, почему ВВП не попрекнул меня, как это он умеет делать: «Спасибо, Володя, но разве ж это помощь – 300 на все региональные СМИ страны? Курам на смех. За что благодарите?»
И в самом деле – за что? Крохи, которые мы до сих пор получить не можем, потому как тот же Минфин вместе с налоговой службой грозят пальчиком: у вас долг в 13 рублей 05 копеек! Непорядок! Хорошо, что хотя бы избавили нас, регионалов, от казначейского сопровождения этих жалких средств.

Теперь вот ждём исполнения ещё одного поручения главы государства. В том же Санкт-Петербурге он пожалел даже не нас, сирых, а читателей, и чуть позже велел правительству начать дотировать издателей, чтобы удешевить доставку газет и журналов сельским подписчикам.

Только вот никто этот наказ и не думал выполнять. Чиновники вертят поручение Путина в руках и не знают, что с ним делать. Мол, загадал президент задачу со многими неизвестными. А коль нет желания создавать механизм действия новой льготы, то ничего и не получится. Опять – сотрясание воздуха.

До сих пор непонятна судьба инициативы депутатов от ОНФ о законодательном установлении понятия «региональное СМИ». Казалось бы, зачем оно? А затем, чтобы бюджетную поддержку получали именно газеты, журналы, созданные и действующие на ограниченной территории – в районах, городах, краях, областях, республиках. Пока преимущество отдаётся федеральным изданиям на местах, которые я называю отростками.

Недавно Владимир Сунгоркин признался, что значительную часть рекламных доходов холдинга «Комсомольская правда» составляют поступления из бюджетов. Причём, разных уровней. «КП» активно обслуживает власть, власть щедро оплачивает эти услуги.

Но, ребята, региональный бюджет должен учитывать в первую очередь региональные нужды. Если, конечно, речь идёт не о пиаре губернаторов и власти в целом, когда все средства и способы хороши, а о поддержке местных средств массовой информации.

Можно ли считать филиалы «Комсомольской правды», «Московского комсомольца», «Аргументов и фактов» региональными СМИ? На мой взгляд, нет. Финансирование их из бюджетов – это продвижение общероссийских брендов, и не дело субъектов РФ в этом участвовать.
Мне говорят: так ведь работают в этих «отростках» красноярские журналисты, и если после прекращения господдержки начнут закрывать филиалы, коллеги останутся без дела. Отвечаю: работы много в региональных СМИ, пусть переходят или создают новые газеты и журналы, продолжают варить общую медийную кашу.

Другой вопрос – надо ли поддерживать из федерального бюджета некоторые муниципальные СМИ? В Красноярске, например, есть славная газета «Городские новости», выходящая 36-тысячным тиражом. Реальная подписка у неё составляет чуть более 200 экземпляров, все остальное раздаётся бесплатно. Вернее – за счёт бюджета краевого центра.
Редакция буквально купается в деньгах, получая на свой прокорм и сознательное, как я считаю, разрушение медиарынка десятки миллионов рублей. И при этом каждый год она претендует на дополнительный паёк по линии Роспечати – на так называемые федеральные субсидии. Поскольку форма собственности – МУП – позволяет это делать.

Справедливо? Вряд ли. Как не справедливо и то, что государственные и муниципальные СМИ создаются с одной целью, а на деле преследуют совсем другие. И это тоже существенно снижает возможности других участников рынка.

Все будто забыли о том, что органам госвласти субъектов РФ законодательно разрешено учреждать СМИ исключительно для обнародования собственных правовых актов и иной официальной информации. Точка. У муниципалитетов перечень чуть шире: газеты создаются для опубликования правовых актов, обсуждения их проектов, доведения до сведения жителей информации о социально-экономическом и культурном развитии территорий, о развитии общественной инфраструктуры и иного официоза.

Хотел бы обратить внимание на ключевое слово «иной». Говоря попросту, государственные СМИ должны публиковать документы, комментарии, давая людям возможность их обсуждать, а также пресс-релизы, отчёты чиновников. И если б дело обстояло именно так, никаких перекосов в медийном пространстве не было бы. Но государственные и муниципальные газеты публикуют сегодня что угодно, вплоть до советов садоводам, гороскопов, сканвордов, телепрограмм.

Представьте, что сделали бы с торговцем, который получил лицензию на продажу самоваров, а на прилавок выставляет водку да пиво? Надзорные органы сразу бы прищучили его за незаконную деятельность.
Почему же никто не следит в этом плане за СМИ? Положено газете быть официальной – будь ею. И не более того. Пишешь о кошечках и цветочках – для начала предупредим, а потом и закроем. Получается ведь, что за бюджетный счёт подневольные вроде бы редакции не только ставят на свои страницы что угодно, но и мешают жить коммерческой прессе.

Особая тема – бесплатная раздача государственных и муниципальных газет. Помню, когда я только стал редактором «Красноярского рабочего», а прошло с тех пор два десятка лет, наш тираж составлял около 105 тысяч экземпляров. Основой его была подписка. Теперь же на просторах Красноярского края раздают людям, как говорится, на халяву почти 120 тысяч экземпляров государственных «Российской газеты», «Нашего Красноярского края», муниципальных «Городских новостей».

Впору воскликнуть: а покажите-те мне того героя, который заплатит за подписку на «Красноярский рабочий» 2,5 тысячи рублей в год? К счастью, такие люди ещё есть, и я уже всерьёз подумываю, не награждать ли их редакционными орденами и медалями. Но было бы таких патриотов гораздо больше, если б государство действительно заботилось об интересах и общества, и медиаотрасли. Пока, увы, мы слышим лишь декларации, ничем не подкреплённые на практике.

На сайте Альянса руководителей региональных СМИ (АРС-ПРЕСС) существует рубрика «Есть ли жизнь после ста?» Скоро, в декабре, моей газете исполнится 112 лет. Старше в России нет. Но сам себе я задаю вопрос: есть ли жизнь после 112-ти? Ответа пока не нахожу, хоть и пытался всегда глядеть в будущее оптимистично.

От редакции. Любимые читатели! Вы профессионально разбираетесь в том или ином вопросе? У вас есть своя точка зрения по актуальным для воронежцев проблемам? Присылайте своё мнение по электронной почте на адрес [email protected]. Обязательно укажите в теме письма название рубрики «Мнение» и не забудьте оставить координаты для обратной связи.

Самое читаемое