Липецкий прокурор рассказал о результатах деятельности ведомства за последние пять лет
На вопросы журналистов ответил Сергей Мещерин
Липецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области старший советник юстиции Сергей Владимирович Мещерин ответил на вопросы о том, какое место липецкая прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области занимает в системе органов прокуратуры региона.
— Сергей Владимирович, в преддверии пятилетнего юбилея со дня образования возглавляемой вами липецкой прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области расскажите об основных направлениях деятельности спецпрокуратуры.
— В современных условиях развития органов прокуратуры региона отправной точкой в создании спецпрокуратуры является приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.01.2014 № 2-ш, в соответствии с которым в составе прокуратуры Липецкой области с 24.03.2014 была образована Липецкая прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области, включающей в штат четырех работников – прокурора, заместителя и двух помощников.
Несмотря на специфику задач прокуратура применяет весь спектр предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, но только в отношении поднадзорных исправительных учреждений. В настоящее время на Липецкую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложено осуществление надзора в 6 исправительных колониях (2 общего, 3 строгого режима, 1 женская), лечебно-исправительном учреждении (ФКУ ЛИУ-1) в г. Усмани, тюрьме – ФКУ Т-2 в г. Ельце.
— Сергей Владимирович, в чем заключается специфика надзорной деятельности прокуратуры?
— Существенных отличий в надзорной деятельности спецпрокуратуры нет, за исключением отсутствия полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и участия в судебных заседаниях по рассмотрению уголовных дел судами. Специфичен лишь сам предмет надзора, а именно исполнение действующего законодательства администрациями исправительных учреждений при реализации ими предоставленных полномочий.
В ходе реализации надзорных полномочий спецпрокуратурой анализируется деятельность должностных лиц по реализации прав осужденных, предусмотренных Конституцией РФ и уголовно-исполнительным законодательством, а также по исполнению возложенных обязанностей.
К примеру, проверками прокуратуры охватываются вопросы соблюдения установленного судом режима, проверяется законность принимаемых должностными лицами поднадзорных учреждений решений в отношении осужденных, в том числе о наложении взысканий и применении поощрений, предоставлении свиданий и приеме на работу. Повышенное внимание уделяется вопросам оказания медицинской помощи осужденным, обеспечения коммунально-бытовых условий в местах их размещения, организации питания, получения образования, проведения воспитательной работы в целях снижения вероятности совершения повторных правонарушений.
Также прокуратурой принимается участие в рассмотрении судами региона заявлений и ходатайств, связанных с исполнением приговоров, а именно: об условно-досрочном освобождении от наказания в виде лишения свободы, о замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью.
Наряду с этим на постоянном контроле прокуратуры находятся вопросы, связанные с исполнением государственными служащими исправительных учреждений требований законодательства о противодействия коррупции. При этом в поле зрения спецпрокуратуры находятся вопросы поступления и прохождения гражданами государственной службы в уголовно-исполнительной системе региона, а также их последующее трудоустройство после увольнения с данного вида службы.
Особое внимание спецпрокуратуры направлено на предупреждение нарушений при размещении администрациями исправительных учреждений заказов для нужд уголовно-исполнительной системы региона.
— Каких результатов удалось достигнуть спецпрокуратуре в ходе реализации предоставленных полномочий?
— По прошествии пяти лет надзорной деятельности Липецкая прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приобрела серьезный опыт и индивидуальность, а принятые меры реагирования способствовали устранению конкретных нарушений закона.
Так, за 5 лет спецпрокуратурой выявлено 1 643 нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, в целях устранения которых применялся значительный перечень мер прокурорского реагирования.
Принятыми мерами реагирования удалось добиться устранения выявленных в ходе проверок нарушений. Так, в регионе устранены нарушения требований ст. 80 УИК РФ в части раздельного содержания осужденных к лишению свободы, в результате чего впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. В настоящее время в регионе изолированно от других осужденных содержатся осужденные при опасном рецидиве и осужденные при особо опасном рецидиве преступлений. Также принятые меры позволили минимизировать случаи производственного травматизма среди привлеченных к труду осужденных, повышена эффективность оказываемой осужденным медицинской помощи, в том числе диагностической. В результате проведенных проверок и межведомственного взаимодействия с УФСИН России по Липецкой области снижено число фактов смерти среди осужденных с 29 – в 2013 году до 12 - в 2018 году. Достигнуты определенные результаты по снижению нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Представителями спецпрокуратуры, участвующими в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств об условно-досрочном освобождении от наказания и о замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания обеспечивается защита прав потерпевших на возмещение причиненного преступлением ущерба. В частности, прокуроры при выступлении с заключением по существу заявленных ходатайств обоснованно ориентировали суды на невозможность удовлетворения таких ходатайств тем осужденным, которыми не были приняты меры к возмещению исковых требований потерпевших.
Принципиальная позиция спецпрокуратуры по данному вопросу только в 2018 году способствовала возмещению осужденными причиненного потерпевшим ущерба на общую сумму в размере 14 472604,94 руб., при этом в добровольном порядке осужденными произведено потерпевшим 2 060365,97 руб.
Наряду с этим повышенное внимание прокуратуры сосредоточено на вопросах противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе региона. На регулярной основе спецпрокуратурой проверяется достоверность задекларированных государственными служащими исправительных учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. К примеру, в 2018 году прокуратурой выявлено 17 фактов предоставления сотрудниками уголовно-исполнительной системы региона недостоверных сведений об имуществе и доходах, явившихся основанием для принятия мер прокурорского реагирования. Также в рамках межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами региона проводится целенаправленная работа по изобличению коррумпированных сотрудников исправительных учреждений, результатом проделанной на данном направлении за пять лет работы явилось привлечение к уголовной ответственности 16 лиц, занимавших должности государственной службы в поднадзорных исправительных учреждениях.
Работа на обозначенном направлении в прокуратуре находится на постоянном контроле и будет продолжена в дальнейшем.
Читать все комментарии